Печать

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же  обеспечить подходящие условия для занятий.

·        Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте  их уверенность  в  себе,  так  как чем  больше  ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

·        Не  повышайте тревожность ребенка накануне   экзаменов -  это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со  своими  эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально  "сорваться".

·         Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить    и    предотвратить    ухудшение    состояние    ребенка,    связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от  стресса состоит в том, чтобы научиться  распознавать определенные признаки, сообщающие о том что  он испытывает стресс.

            Признаки стресса:

 - физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания  и пр.), резкая прибавка или потеря  в весе, боли различного характера (в голове,  груди, животе, шее, спине и т.д.).

-  эмоциональные: беспокойство,  сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие  к  окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,  потеря  интереса  к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос,  кусание  ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение  пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

·                    Контролируйте    режим    подготовки    ребенка,    не   допускайте   перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

·                    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

·                    Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения     ему     необходима     питательная     и     разнообразная     пища, сбалансированный   комплекс   витаминов.   Такие   продукты,   как   рыба,   творог, орехи, курага  стимулируют работу головного мозга.

·                    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

·                    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать  весь  фактический  материал,  достаточно  просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого  не умеет,  покажите ему,  как это делается на практике. Основные формулы   и   определения   можно   выписать   на   листочках   и   повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

·                    Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были  различные  варианты  тестовых  заданий  по  предмету (сейчас существует   множество   различных   сборников   тестовых   заданий).   Большое значение  имеет тренировка ребенка  именно  в форме тестирования,  ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

·                    Заранее   во  время  тренировки  по тестовым  заданиям  приучайте  ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык   умения   концентрироваться   на   протяжении   всего   тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·                    Накануне   экзамена   обеспечьте   ребенку   полноценный   отдых,   он  должен отдохнуть и как следует выспаться.

·                    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1.      пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2.      внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

3.      если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4.      если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

·                    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.