Печать

Школьный проект – это форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение.


Типы школьных проектов

Типы

Особенности

Исследовательские

Ученики должны не просто узнать о главной теме работы, а провести исследования. Это может быть повторение экспериментов ученых, работающих над данной проблемой, или постановка новых для подтверждения теории.

Информационные

При выполнении проектов ученики  ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы.

Творческие

Исследовательская работа «разбавляется» творчеством.

Проект может включать в себя моделирование (например, модели автомобилей и дорог по теме «Появление первой машины»), изготовления костюмов (например, по теме «Балы во Франции 18 века»).

Практические

Если тема тесно связана с повседневной жизнью (например, «Как компьютеры помогают человечеству»), ученикам следует большую часть внимания уделить практической части работы.

Классификация школьных проектов по количеству участников

- индивидуальные

- парные

- групповые

Классификация школьных проектов по профилю знаний

Монопроекты

Проект по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Работа над монопроектами подразумевает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы.

Но сама проблема лежит в одной предметной области.

Межпредметные проекты

Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить  ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Классификация проектов по продолжительности

- краткосрочные

- средней продолжительности (один – два месяца)

- долгосрочные (до года)

Паспорт проекта

Для оформления проекта потребуется его паспорт, это что-то вроде титульного листа работы. На нем должны быть написаны:

- название проекта

- руководитель проекта

- состав проектной группы

- тип проекта

- цель проекта

- необходимое оборудование

- краткое описание проекта

- план школьного проекта

Этапы школьного проекта

1

Анализ проблемы.

После получения от учителя (или после самостоятельного выбора) темы работы, ученик должен описать, что представляет из себя поставленный вопрос, насколько он важен.

2

Постановка цели.

Целью проектной работы обычно является изучение информации по главной теме. Но могут быть и дополнительные цели, такие как подтверждение теории экспериментом, поиск разных точек зрения на проблему, опровержение теории и прочие.

3

Выбор средств достижения.

Обычно зависит от цели. Если это просто изучение информации, тогда выбираются источники, хорошо бы не ограничиваться одним только интернетом, добавив газеты и журналы, книги, не опубликованные в сети. Если дополнительной целью является эксперимент (визуальное подтверждение), нужно разработать план его проведения, подобрать оборудование и материалы для работы.

4

Поиск и обработка информации.

Самый интересный этап. Разрозненные кусочки материалов по главной теме нужно сложить воедино, подтвердить факты цитатами, фотографиями. Если возник спорный вопрос, следует предоставить все возможные мнения и мысли специалистов и исследователей.

5

Оценка полученных результатов и выводов.

После всей проведенной работы, стоит критически взглянуть на себя и оценить свою работу.

Насколько она будет полезна?

Как много узнает из нее несведущий человек?

Что нового и интересного удалось узнать в ходе работы?

Возможные формы защиты проекта

- выступление на уроке

- выступление на общешкольной конференции, секции НОШ "Радикал"

- выступление на факультативе, элективном курсе

   Рекомендации.

  1. После получения темы, следует обсудить между собой и с учителем источники информации.
  2. Вся найденная информация должна быть собрана вместе. Нужно постараться разбить ее на пункты. Например, история появления предмета обсуждения, его качества и полезность, положительные и отрицательные стороны/качества, спорные вопросы и прочее.
  3. Для удобства информацию можно заключить в схемы, таблицы, диаграммы (если информация в цифрах) – все это не только будет помогать анализу, но и станет черновиками для будущей презентации.
  4. После того как вся информация систематизирована, обработана и сделаны выводы, самое время писать  доклад и делать наглядные материалы.


Критерии оценивания проектов